Поделиться:

Из биографии

Родился Александр Сергеевич Пушкин 1799 года, 26 мая, в день Вознесения Господня, в Москве, на Немецкой улице. Сам он говорит: «Мы ведем свой род от прусского выходца Раджи, или Рачи, "мужа честна" (говорит летописец), то есть знатного, благородного, въехавшего в Россию во время княжения св. Александра Ярославича Невского».

"Настроения" его поэзии "разнообразны", как и сама жизнь поэта. Но "к концу первого периода" уже берет перевес "грустный тон", хотя ему тогда было только 19-20 лет. Сам Пушкин считал впоследствии свою первую поэму "Руслан и Людмила" "холодной" (1818-19 гг.).

"Довольно многочисленные стихотворения второго периода (1827-28 гг.) представляют летопись душевной жизни поэта. Некоторые из них служат выражением безутешного отчаяния". Он сделался "наклонным проводить целые дни молча, на диване, с трубкой во рту".

В 1829 году, то есть на 30-м году жизни, Пушкин сделал предложение будущей жене своей, тогда еще 16-летней девице, Наталии Николаевне Гончаровой; но сначала получил "не вполне благоприятный ответ". И Пушкин впал уже в отчаяние. Но в августе 1830 года он получил согласие на брак, а женился в феврале 1831 года. "Я женат и счастлив. Одно желание мое, чтобы ничего в жизни моей не изменилось: лучшего не дождусь", - пишет он другу Плетневу. Ему в то время кончался 31-й год жизни. Но недолго было это счастье. Наталия Николаевна стала предметом увлечения офицера Дантеса, человека безсовестного и открыто ухаживавшего за ней. 10 января 1837 года произошла дуэль. И Пушкин был убит. Ему не было еще 37 лет!

Описатель его жизни А. Кирпичников делает такое общее заключение о Пушкине: "Одаренный необыкновенными способностями, впечатлительностью, живостью и энергией... он... был поставлен в крайне неблагоприятные условия, и вся его жизнь была героической борьбою с разнообразными препятствиями. Он всегда возбужден, всегда нервен и резок, самолюбив, часто самоуверен; еще чаще ожесточен; но в душе бесконечно добр и всегда готов отдать всего себя на пользу дела или близких людей. Дерзость его и цинизм (на словах) временами переходили границы дозволенного".

Но, с другой стороны, он проникнут "внутренним светом любящей души человеческой", "пробуждая "добрые чувства" в других и призывая "милость к падшим".

(Энцикл. слов. Брокгауза и Ефрона. Т. XXV. Спб., 1898. С. 826-847.)

Религиозная сторона жизни

Об этом - и самом интересном для нас - вопросе я начну со слов Н. В. Гоголя о Пушкине, с которым он был близок; и, конечно, эта сторона не могла укрыться от такого религиозного и наблюдательного человека, как Гоголь. Вот что он пишет.

"Некоторые стали печатно объявлять, что Пушкин был деист, а не христианин; точно они как будто побывали в душе Пушкина; точно как будто бы Пушкин непременно обязан был в стихах своих говорить о высших догматах христианских, за которые и сам святи­тель Церкви принимается не иначе, как с великим страхом. Я могу сказать, что христианин не возымает такой уверенности в уме своем, чтобы решить такое темное дело, которое известно одному Богу. Христианин задумывается, потому что дело это страшное". Христианин "станет говорить о том, что ясно, что им [Пушкиным] произведено в лета разумного мужества, а не увлекающейся юности". "Выставить наиумнейшего человека своего времени не признающим христианства, разве это не пустое дело?!"

Вот как серьезно смотрел Гоголь!

Конечно, всем известно, что А. С. Пушкин переживал в своей жизни и безрелигиозные моменты. Он сам пишет в одном письме своем в Москву, что он берет "уроки чистого атеизма... Система не столь утешительная, как обычно думают, но, к несчастию, более всего правдоподобная". Это было, когда ему шел 25-й год. Но и этому нечего удивляться. В самом деле, откуда ему было взять глубоко религиозное воззрение, когда окружающее обще­ство было почти такое же? Семья совсем не дала ему религиозного воспитания, если не сказать хуже.

Школа? Она не оставила в нем никакого следа.

Литература, английская и французская? Скорее имела разрушительное влияние: тогда на Западе господствовали либеральные, безрелигиозные течения, в частности деизм и атеизм.

Общественное русское мнение? Оно раздвоилось; причем христианское направление не пользовалось уважением.

Церковь? Но жизнь высших классов шла вне ее.

Народ? Да, он был носителем христианства, но Пушкин и к нему не был близок, а шел личным, своим путем.

Няня Арина Родионовна? Она, действительно, была связью будущего поэта с народностью; но в религиозном смысле мы ничего не знаем о ее влиянии на него. Можно, впрочем, сказать, что отсюда Пушкин никак уж не мог заразиться безбожием.

Друзья? Они были различны. Пожалуй, только о Жуковском скажем далее.

Другие? Тут нам почти нечего сказать положительного.

Гоголь? Он был еще молодым юношей, когда его ввели в обще­ство Пушкина, а поэту было уже за 30 лет; и для него Гоголь был неавторитетен.

Довольно. И я еще удивляюсь, что он был таким, каким мы знаем его к концу жизни. Он жил, так сказать, естественно, сам собою. И то, что было в нем религиозного, объясняется, по-моему, его собственным, здравым и глубоким, духом. И это должно быть поставлено ему не в упрек, а в заслугу! Темное же да простит ему Бог!

Особенно это религиозное состояние Пушкина выразилось в поэме "Тазит", одном из выдающихся произведений поэта, к сожалению, неоконченном. Герой поэмы Тазит изображается "носителем... христианской любви и готовности на страдания". Это время (с 1829 года) было периодом "искреннего и сильного религиозного чувства" Пушкина, - говорит Кирпичников. Между прочим, А.О. Смирновой (которую политические противники представляют чуть ли не глупою!) записаны следующие, хотя, может быть, несколько обработанные, мысли Пушкина о религии. Взято это из разговора его с С. А. Хомяковым (ум. 1836).

"Вера, надежда и любовь - естественные чувства для человека. Но они сверхъестественного порядка, точно так же, как рассудок, совесть и память. Все это безусловно сверхъестественно, то есть стоит вне определенных и правильных законов мышления".

"Религия должна быть присуща человеку, одаренному умом, способ­ному мыслить. И причина этого явления, заключающегося в самом че­ловеке, состоит в том, что он есть создание Духа мудрости и любви, словом, Бога. Нельзя выдумать чувств, мыслей, идей, которые не прирождены нам вместе с таинственным инстинктом сверхъестественного. И эта действительность -столь же реальна, как все, что мы можем видеть, трогать и испытывать".

"Религия создала искусство, литературу и все, что было великого с самой глубокой древности; все находится в зависимости от рели­гиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра".

Конечно, Пушкин мог бы сказать и больше, но религия - не его сфера - он поэт, художник, писатель. Однако эти строки - примечательны.

Оставить комментарий на статью

Ваше имя:
Ваш E-mail:
* Комментарий:
* Введите число на картинке:
* - поля, необходимые для заполнения
Добавить в блог

Обычаи | Вопрос священнику | Радость встречи | Богословие | История | Иконография праздника | Детская страничка | Ссылки | Открытки Праздника | Фотоконкурс | Медиа | Обратная связь | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика