Из биографии
Родился Александр Сергеевич Пушкин 1799 года, 26 мая, в день Вознесения Господня, в Москве, на Немецкой улице. Сам он говорит: «Мы ведем свой род от прусского выходца Раджи, или Рачи, "мужа честна" (говорит летописец), то есть знатного, благородного, въехавшего в Россию во время княжения св. Александра Ярославича Невского».
"Настроения" его поэзии "разнообразны", как и сама жизнь поэта. Но "к концу первого периода" уже берет перевес "грустный тон", хотя ему тогда было только 19-20 лет. Сам Пушкин считал впоследствии свою первую поэму "Руслан и Людмила" "холодной" (1818-19 гг.).
"Довольно многочисленные стихотворения второго периода (1827-28 гг.) представляют летопись душевной жизни поэта. Некоторые из них служат выражением безутешного отчаяния". Он сделался "наклонным проводить целые дни молча, на диване, с трубкой во рту".
В 1829 году, то есть на 30-м году жизни, Пушкин сделал предложение будущей жене своей, тогда еще 16-летней девице, Наталии Николаевне Гончаровой; но сначала получил "не вполне благоприятный ответ". И Пушкин впал уже в отчаяние. Но в августе 1830 года он получил согласие на брак, а женился в феврале 1831 года. "Я женат и счастлив. Одно желание мое, чтобы ничего в жизни моей не изменилось: лучшего не дождусь", - пишет он другу Плетневу. Ему в то время кончался 31-й год жизни. Но недолго было это счастье. Наталия Николаевна стала предметом увлечения офицера Дантеса, человека безсовестного и открыто ухаживавшего за ней. 10 января 1837 года произошла дуэль. И Пушкин был убит. Ему не было еще 37 лет!
Описатель его жизни А. Кирпичников делает такое общее заключение о Пушкине: "Одаренный необыкновенными способностями, впечатлительностью, живостью и энергией... он... был поставлен в крайне неблагоприятные условия, и вся его жизнь была героической борьбою с разнообразными препятствиями. Он всегда возбужден, всегда нервен и резок, самолюбив, часто самоуверен; еще чаще ожесточен; но в душе бесконечно добр и всегда готов отдать всего себя на пользу дела или близких людей. Дерзость его и цинизм (на словах) временами переходили границы дозволенного".
Но, с другой стороны, он проникнут "внутренним светом любящей души человеческой", "пробуждая "добрые чувства" в других и призывая "милость к падшим".
(Энцикл. слов. Брокгауза и Ефрона. Т. XXV. Спб., 1898. С. 826-847.)
Религиозная сторона жизни
Об этом - и самом интересном для нас - вопросе я начну со слов Н. В. Гоголя о Пушкине, с которым он был близок; и, конечно, эта сторона не могла укрыться от такого религиозного и наблюдательного человека, как Гоголь. Вот что он пишет.
"Некоторые стали печатно объявлять, что Пушкин был деист, а не христианин; точно они как будто побывали в душе Пушкина; точно как будто бы Пушкин непременно обязан был в стихах своих говорить о высших догматах христианских, за которые и сам святитель Церкви принимается не иначе, как с великим страхом. Я могу сказать, что христианин не возымает такой уверенности в уме своем, чтобы решить такое темное дело, которое известно одному Богу. Христианин задумывается, потому что дело это страшное". Христианин "станет говорить о том, что ясно, что им [Пушкиным] произведено в лета разумного мужества, а не увлекающейся юности". "Выставить наиумнейшего человека своего времени не признающим христианства, разве это не пустое дело?!"
Вот как серьезно смотрел Гоголь!
Конечно, всем известно, что А. С. Пушкин переживал в своей жизни и безрелигиозные моменты. Он сам пишет в одном письме своем в Москву, что он берет "уроки чистого атеизма... Система не столь утешительная, как обычно думают, но, к несчастию, более всего правдоподобная". Это было, когда ему шел 25-й год. Но и этому нечего удивляться. В самом деле, откуда ему было взять глубоко религиозное воззрение, когда окружающее общество было почти такое же? Семья совсем не дала ему религиозного воспитания, если не сказать хуже.
Школа? Она не оставила в нем никакого следа.
Литература, английская и французская? Скорее имела разрушительное влияние: тогда на Западе господствовали либеральные, безрелигиозные течения, в частности деизм и атеизм.
Общественное русское мнение? Оно раздвоилось; причем христианское направление не пользовалось уважением.
Церковь? Но жизнь высших классов шла вне ее.
Народ? Да, он был носителем христианства, но Пушкин и к нему не был близок, а шел личным, своим путем.
Няня Арина Родионовна? Она, действительно, была связью будущего поэта с народностью; но в религиозном смысле мы ничего не знаем о ее влиянии на него. Можно, впрочем, сказать, что отсюда Пушкин никак уж не мог заразиться безбожием.
Друзья? Они были различны. Пожалуй, только о Жуковском скажем далее.
Другие? Тут нам почти нечего сказать положительного.
Гоголь? Он был еще молодым юношей, когда его ввели в общество Пушкина, а поэту было уже за 30 лет; и для него Гоголь был неавторитетен.
Довольно. И я еще удивляюсь, что он был таким, каким мы знаем его к концу жизни. Он жил, так сказать, естественно, сам собою. И то, что было в нем религиозного, объясняется, по-моему, его собственным, здравым и глубоким, духом. И это должно быть поставлено ему не в упрек, а в заслугу! Темное же да простит ему Бог!
Особенно это религиозное состояние Пушкина выразилось в поэме "Тазит", одном из выдающихся произведений поэта, к сожалению, неоконченном. Герой поэмы Тазит изображается "носителем... христианской любви и готовности на страдания". Это время (с 1829 года) было периодом "искреннего и сильного религиозного чувства" Пушкина, - говорит Кирпичников. Между прочим, А.О. Смирновой (которую политические противники представляют чуть ли не глупою!) записаны следующие, хотя, может быть, несколько обработанные, мысли Пушкина о религии. Взято это из разговора его с С. А. Хомяковым (ум. 1836).
"Вера, надежда и любовь - естественные чувства для человека. Но они сверхъестественного порядка, точно так же, как рассудок, совесть и память. Все это безусловно сверхъестественно, то есть стоит вне определенных и правильных законов мышления".
"Религия должна быть присуща человеку, одаренному умом, способному мыслить. И причина этого явления, заключающегося в самом человеке, состоит в том, что он есть создание Духа мудрости и любви, словом, Бога. Нельзя выдумать чувств, мыслей, идей, которые не прирождены нам вместе с таинственным инстинктом сверхъестественного. И эта действительность -столь же реальна, как все, что мы можем видеть, трогать и испытывать".
"Религия создала искусство, литературу и все, что было великого с самой глубокой древности; все находится в зависимости от религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра".
Конечно, Пушкин мог бы сказать и больше, но религия - не его сфера - он поэт, художник, писатель. Однако эти строки - примечательны.
Оставить комментарий на статью
Обычаи | Вопрос священнику | Радость встречи | Богословие | История | Иконография праздника | Детская страничка | Ссылки | Открытки Праздника | Фотоконкурс | Медиа | Обратная связь | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования