Гоголь видел, что "сила смеха так велика, что ее боятся, стало быть, ее не следует тратить по пустому". «Я решился собрать все дурное, какое только я знал, и за одним разом над ним посмеяться - вот происхождение "Ревизора"! Это было первое мое произведение, замышленное с целью произвести доброе влияние на общество, что, впрочем, не удалось: в комедии стали видеть желанье осмеять узаконенный порядок вещей и правительственные формы, тогда как у меня было намерение осмеять только самоуправное отступленье некоторых лиц от форменного и узаконенного порядка» [6, с. 325].
Цель у Гоголя была такова: вывести отрицательные типы, чтобы люди увидели собственные недостатки и таким образом захотели бы исправить их. Для этого и потребовался ему юмор. И для этого эпиграфом комедии была взята народная пословица: "На зеркало неча пенять, коли рожа крива". Но не все приняли ее к сведению... Впрочем, нашлись и такие. Вот несколько примеров из "подслушанных" автором разговоров при выходе из театра, после конца комедии, которые представлены Гоголем в его интеллектуальной пьесе "Театральный разъезд".
«Очень скромно одетый человек. Признаюсь, я чувствовал радость, видя, как смешны благонамеренные слова в устах плута... И после этого есть люди, которые говорят, что не нужно выводить этого на сцену! <...> И как я могу сказать теперь, что во мне нет... тех самых наклонностей... над которыми я сам посмеялся.
Господин П. Да, это наши раны, наши, так сказать, общественные раны.
Военный. ...Есть много истинно рассудительных людей, которые будут рады всегда, если будет выведен на всеобщее осмеяние порочащий свое званье.
Молодая дама. Я нахожу, что многое очень верно... <...> ...Есть иные из нас, которые от души готовы посмеяться над кривым носом человека и не имеют духа посмеяться над кривою душою человека.
Вторая дама. Признаюсь, мне было точно грустно. Я знаю, все это очень верно; я сама тоже видела много подобного, но при всем том мне было тяжело» [8].
Большинство же зрителей и читателей, до наших дней включительно (1957 год), усмотрели в "Ревизоре" простое осмеяние дурных нравов. А на самом деле цель была, как видим, совершенно иная: самоисправление. Об этом пишет сам Гоголь в «Развязке "Ревизора"». Пьеса "Развязка" "предназначалась в прощальный бенефис одному из лучших актеров нашего театра" - М. С. Щепкину. Приведу мысли Гоголя, вложенные в уста первого комического актера.
«Петр Петрович. Признаюсь вам достоверно... на меня ни одна трагедия не производила такого печального, такого тягостного, такого безотрадного чувства, так что я готов подозревать даже, не было ли у автора какого-нибудь особенного намерения произвести такое действие последней сценой своей комедии (появлением жандарма, возвещающего о приезде настоящего ревизора. - Авт.). Не может быть, чтобы это вышло так, само собой.
Первый комический актер. А, вот наконец догадались сделать этот запрос. Десять лет играется на сцене "Ревизор". ...А никто не дал запроса: зачем было производить его? - точно как будто бы автор должен был писать свою комедию очертя голову и не зная сам, к чему она и что выдет из нее. Дайте же ему хотя каплю ума, в котором вы не отказываете ни одному человеку. Ведь, верно же, есть причина всякому поступку, даже и в глупом человеке.
Все смотрят на него с изумлением.
Первый комический актер. Ну, а что ж, если она (загадочная шкатулка. - Авт.) откроется так, что станете удивляться, как не открыли сами? и если в шкатулке лежит вещь, которая для одних - что старый грош... а для других - что светлый червонец, который век в цене, как ни меняется на нем штемпель?
Николай Николаич. Да полно вам с вашими загадками! Нам подавайте ключ...
Все. Ключ!
Первый комический актер. Извольте, я дам вам ключ. <...> ...Не давал мне автор ключа, но бывают такие минуты состоянья душевного, когда становится самому понятным то, что прежде было непонятно. Нашел я этот ключ, и сердце мое говорит мне, что он тот самый; отперлась передо мной шкатулка, и душа моя говорит мне, что не мог иметь другой мысли сам автор.
Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России... хоть два, хоть три бывает честных, а здесь ни одного. <...> Ну, а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас? Нет, взглянем на себя не глазами светского человека, - ведь не светский
человек произнесет над нами суд, - взглянем хоть сколько-нибудь на себя глазами Того, Кто позовет на очную ставку всех людей, перед Которым и наилучшие из нас, не позабудьте этого, потупят от стыда в землю глаза свои, да и посмотрим, достанет ли у кого-нибудь из нас тогда духу спросить: "Да разве у меня рожа крива?" <...> Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. <...> Ревизор этот - проснувшаяся совесть (точнее - Бог! - Авт.)... Перед этим ревизором ничто не укроется, потому что по именному (царскому. - Авт.) Высшему (Божьему. - Авт.) повеленью он послан...
...[Побываем] теперь же в безобразном душевном нашем городе, который в несколько раз хуже всякого другого города, - в котором бесчинствуют наши страсти, как безобразные чиновники, воруя казну собственной души нашей! [Возьмем] настоящего ревизора, не подложного, не Хлестакова! Хлестаков - щелкопер, Хлестаков - ветреная светская совесть, продажная, обманчивая совесть... <...> Смотрите, как всякий чиновник с ним в разговоре вывернулся ловко и оправдался, - вышел чуть не святой. Думаете, не хитрей всякого плута чиновника каждая страсть наша... <...> Лицемеры - наши страсти, говорю вам, лицемеры, потому что сам имел с ними дело. Нет, с ветреной светской совестью ничего не разглядишь в себе: и ее самую они надуют, и она надует их, как Хлестаков чиновников, и потом пропадет сама, так что и следа ее не найдешь (как Хлестаков, который уехал неизвестно куда. - Авт.). <...>
...Нет, господа!..... С настоящим ревизором оглянем себя! <...>
...Примем прямо на свой собственный счет... Не возмутимся духом, если бы какой-нибудь рассердившийся городничий или, справедливей, сам нечистый дух шепнул его устами: "Что смеетесь? - Над собой смеетесь!" <...> Соотечественники!.. Смотрите: я плачу!.. <...> Дайте мне почувствовать, что и мое поприще так же честно, как и всякого из вас... что не пустой я какой-нибудь скоморох, созданный для потехи пустых людей, но честный чиновник великого Божьего государства и возбудил в вас смех... родившийся от любви к человеку. ...Что в русской земле все, что ни есть, от мала до велика, стремится служить Тому же, Кому все должно служить... на всей земле, несется туда же (взглянувши наверх), кверху, к верховной вечной красоте!» [9].
Вот какой смысл видел в "Ревизоре" сам Гоголь.
Но многие ли это знали? - Увы! ни в семинариях, ни в академиях никто не говорил нам об этом. "Развязка" была написана Гоголем в 1846 году, десять лет спустя после первого представления "Ревизора" 121 год тому назад!.. И кто сейчас думает об этом?.. Увы, все только... смеются. "Что смеетесь? - Над собой смеетесь!" Но никто не слышит...
Оставить комментарий на статью
Обычаи | Вопрос священнику | Радость встречи | Богословие | История | Иконография праздника | Детская страничка | Ссылки | Открытки Праздника | Фотоконкурс | Медиа | Обратная связь | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования