"Мертвые души"
Известно, что идею "Ревизора" и "Мертвых душ" дал Гоголю А. С. Пушкин, но Гоголь расширил и углубил ее в обоих этих произведениях. И хотя выход в свет "Ревизора" не вполне удовлетворил его (он дополнил его "Развязкой"), однако он решил идти и дальше по этому же пути. И чем дальше, тем большее значение придавал Гоголь "Мертвым душам".
"Рожден я вовсе не затем, чтобы произвести эпоху в области литературной. Дело мое проще и ближе: дело мое есть то, о котором прежде всего должен подумать человек, не только один я. Дело мое - душа и прочное дело жизни (курсив Гоголя. - Авт.). Без молитвы не приступаю ни к чему" [7, с. 127], - пишет Гоголь.
«...Теперь я погружен весь в "Мертвые души". Огромно, велико мое творение, и не скоро конец его» [6, с. 146].
«Не спрашивай, зачем первая часть ("Мертвых душ". - Авт.) должна быть вся пошлость (курсив Гоголя. - Авт.)... на это дадут тебе ответ другие томы, - вот и все!» [7, с. 123].
Написание "Мертвых душ" - «...пока еще тайна, которая должна была вдруг, к изумлению всех... раскрыться в последующих томах, если бы Богу угодно было продлить жизнь мою и благословить будущий труд. <...> Поверьте, что я хорошо знаю, что я слишком дрянь... И все дрянь, что ни делается мною, кроме того, что Богу угодно было внушить мне сделать, да и то было сделано мною далеко не так, как "следует"» [10].
Он неоднократно повторяет, что такую задачу возложил на него Сам Бог: "Кто-то Незримый пишет передо мною могущественным жезлом", и "растроганная душа моя не находит слов благодарить Невидимую Руку, ведущую меня". "Создание чудное творится и совершается в душе моей, и благодарными слезами не раз теперь полны глаза мои. Здесь явно видна мне Святая воля Бога: подобное внушенье не происходит от человека; никогда не выдумать ему такого сюжета!" [6, с. 196].
Заключение
Не стану подробнее говорить о произведениях Гоголя, так как цель моей работы заключалась не в них, а в том, чтобы показать, что их автор был не просто человеком верующим, а глубоко верующим, и что эти произведения его выросли из веры в Бога. Но этого люди не хотят признавать и доселе. А некоторые (не большинство ли?) даже, может быть, в первый раз слышат об этом. И думают, что произведения Гоголя ценны тем, что обличают недостатки общества. Какое заблуждение и неведение!
Творчество Гоголя отражает жизнь его души.
«Не скрою, что я хотел произвести ею (книгою "Выбранные места". - Авт.) вдруг и скоро благодетельное действие на некоторых не-дугующих, что я ожидал даже большего количества толков в мою пользу, чем как они теперь, что мне тяжело даже было услышать многое, и даже очень тяжело. Но как я благодарю теперь Бога, что случилось так, а не иначе! Я заставлен почти невольно взглянуть гораздо строже на самого себя, я имею теперь средство взглянуть гораздо верней и ближе на людей, и я, наконец, приведен в возможность уметь взглянуть на них лучше. Что же касается до того, что при этом деле пострадала моя личность (я должен вам признаться, что доныне горю от стыда, вспоминая, как заносчиво выразился во многих местах, (почти а 1а Хлестаков), то нужно чем-нибудь пожертвовать. Мне также нужна публичная оплеуха, и даже, может быть, более, чем кому-либо другому» [6, с. 302-303].
Эта оплеуха нужна была автору, как и вообще всем, потому что всякие скорби полезны человеку.
Гоголь говорит про себя, что такое знание и сила выражения не развились бы в нем так сильно, если бы с ними не соединились его собственные душевные обстоятельства и его собственная душевная история.
Он пишет Жуковскому о необходимости душевной чистоты: "...С каждым днем и часом становится светлей и торжественней в душе моей... я стал далеко лучше... чаще и торжественней льются душевные мои слезы и... живет в душе моей глубокая, неотразимая вера, что небесная сила поможет взойти мне на ту лестницу, которая предстоит мне, хотя я стою еще на нижайших и первых ее ступенях. Много труда, и пути, и душевного воспитанья впереди еще! Чище горнего снега и светлей небес должна быть душа моя, и тогда только я приду в силы начать подвиги и великое поприще, тогда только разрешится загадка моего существования" [6, с. 209].
Закончу же я строками, написанными Н. В. Гоголем за несколько дней до смерти:
"Как поступить, чтобы признательно, благородно и вечно помнить в сердце моем полученный урок?"
"Помилуй меня, грешного! Прости, Господи! Свяжи вновь сатану таинственною силою неисповедимого Креста!"
"Аще не будете малы, яко дети, не внидете в Царство Небесное".
Литература
"Духовный собеседник". Альманах (издание Самарской епархии) №1 (21), 2000 год.
Оставить комментарий на статью
Обычаи | Вопрос священнику | Радость встречи | Богословие | История | Иконография праздника | Детская страничка | Ссылки | Открытки Праздника | Фотоконкурс | Медиа | Обратная связь | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования