Поделиться:

"Размышления о Божественной Литургии "

Рассмотрим толкование Гоголем Божественной Литургии. Пусть оно не представляет чего-либо особенного с богословской точки зре­ния, но одно то, что Гоголь - единственный из писателей - коснулся этого важного вопроса, уже говорит об исключительной его религиоз­ности.

Кроме того, Гоголь прочитал для этого много богословских тво­рений. Как пишет он сам, им "из множества объяснений, сделанных Отцами и Учителями, выбраны только те, которые доступны всем сво­ей простотою" [5, с. 316]. За более глубокими объяснениями Гоголь отсылает к сочинениям Константинопольских Патриархов Германа, Иеремии, св. Николая Кавасилы, блаж. Симеона, архиеп. Солунско-го, и проч.

Основная идея Литургии, по Гоголю, - "вечное повторение ве­ликого подвига любви, для нас совершившегося" [5, с. 316].

Все это Богослужение зовет нас в "Вечную Жизнь Будущего Века", как "истинных царей мира, сонаследников и соучастников Не­бесного Царства" [5, с. 332]. "Каждый из собрания, сознавая, что и в нем, как подобии Божием, есть та же тройственность, есть Он Сам, Его Слово и Его Дух", убеждается, что "только по возвышении... к Богу" и в его "слове отражается Божие Слово, в духе - Дух Божий, и образ Трои­цы Создавшего отпечатлевается в создании, и создание становится по­добно Создателю, - сознавая все сие, каждый, внемлющий трисвятому пению, молится внутренно в себе, чтобы Бог Святый Крепкий и Безсмерт-ный, очистив его всего, избрал его Своим храмом и пребыванием..."

После Трисвятого "отходит иерей на горнее место, как бы во глу­бину Боговедения, отколе истекла нам тайна Всесвятыя Троицы... где Сын пребывает в лоне Отчем единством Духа Святаго" [5, с. 334-335].

Какие глубокие размышления! У некоторых св. отцов можно встретить подобное понимание Пресвятой Троицы как Бога Отца, из лона Которого извечно рождается Сын и исходит Дух Святый, подоб­но тому, как из человека рождается мысль и с нею исходит и чувство, и дух. Но даже и не всякому Богослову дано это понимание.

Эктения об оглашенных.

Хотя некрещеные и "находящиеся в числе оглашенных" и редко бывают теперь в храме, а только одни верные, "но всякий присут­ствующий, помышляя, как далеко он отстоит и верой и делами от вер­ных, удостоивавшихся соприсут­ствовать Трапезе Любви в первые веки христиан, видя, как он, можно сказать, только огласился Христом, но не внес Его в самую жизнь... и [что] еще холодно его верование, и нет огня всепрощающей любви к брату... и что крещеный... он не дос-тигнул того возрожденья в духе, без которого ничтожно его христиан­ство... - соображая все сие, всякий из присутствующих сокрушенно поставляет себя в число оглашен­ных" и молится с ними. А когда они услышат: "Оглашенные, изыдите", то "от слов этих содрогаются все чувствующие свое недостоинство" [5, с. 339-340].

Кончилась Литургия оглашенных, когда позволяется и им стоять на Богослужении.

Литургия верных

""...Та же Самая Премудрость, Тот же Вечный Сын, исходивший в виде Евангелия, сеять Слово, учившее жить, перенесется теперь в виде Святаго Хлеба принестись в жертву за весь мир" [5, с. 342].

«...Диакон, как было у первых христиан, призывает всех ко взаим­ной любви словами: "Возлюбим друг друга, да единомыслием испове­даем"...» Лик подхватывает: "Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Еди­носущную и Нераздельную..."

Целуются между собою, в знак взаимной любви, священники и диаконы. А «прежде все предстоящие в церкви лобызали также друг друга: мужи - мужей, жены - жен, произнося: "Христос посреди нас", и тут же ответствуя: "и есть, и будет"...» [5, с. 348]. После Символа веры, исповедующего слово о Троице, начинает­ся Божественная Евхаристия - "в эту минуту Божественный Агнец идет... заклаться, Кровь Самого Господа вливается в Чашу..." [5, с. 351]. Далее я напишу кратко свое объяснение. Жертва не просто при­носится за мир, но Церковь, христиане благодарят за принесенную уже Жертву: "Благодарим Господа", "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим". Ибо Жертва однажды принесена, но и теперь продолжа ется и приносится "о всех и за вся". И священник тайно говорит: "До­стойно и праведно есть Тебя воспевать, Тебя благословить, Тебя хва­лить, Тебя благодарить, Тебе поклоняться...", потому что Ты "отпад-шия вновь восстановил нас... и даровал нам Твое будущее Царство. О сих всех благодарим Тебя и Единородного Твоего Сына и Духа Тво­его Святаго... Благодарим Тебя и о службе сей, которую от рук наших прияти изволил еси..." Как мы видим, основным содержанием этой ча­сти Богослужения является благодарение, а жертвоприношение слу­жит лишь продолжением однажды принесенной Жертвы. Почему и самая эта часть называется Евхаристией. Это греческое слово, по-рус­ски означает "благодарение". Между тем, обычно она понимается толь­ко как просительная часть. Это не так. Это благодарение Богу Отцу за Жертву о нас.

Далее Гоголь говорит: "Алтарь уже не горница Тайныя Вечери, престол не трапеза: он уже теперь жертвенник... - Голгофа, на которой совершилось заколение Божественной Жертвы" [5, с. 353].

"Но что пред Богом все наши жертвы?.. В глубоком сознании, что нет Богу на земле ничего достойного жертвы", служитель алтаря подъемлет чашу и дискос, как умилостивительную Жертву, и восклицает: "Твоя от Твоих Тебе приносяще, о всех и за вся". "И наступает верховнеишая минута всей Литургии: пресуществление. В алтаре про­исходит троекратное призывание Святаго Духа на Святые Дары - Того Самаго Святаго Духа, Которым совершилось воплощение Христово от Девы, Его смерть, Воскресение и без Котораго не может пресуще­ствиться хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы" [5, с. 353-354].

"На престоле - не образ, не вид тела, но самое Тело Господне... которое страдало на земле... погребено, воскресло, вознеслось вместе с Господом и сидит одесную Отца" [5, с. 355].

"И священник приступает к поминанию всех пред лицем Госпо­да, собирая всю Церковь, и торжествующую, и воинствующую", и не­бесную, и земную, "начиная с Богопресвятой, Пречистой Матери Господа... <...> ...и до последнего христианина... где бы такой христианин ни находился - в пути ли он, в дороге, в плавании, путешествии, стра­дает ли в недуге, томится ли в заточенье, в рудах и пропастях земли" [5, с. 355-356].

"Отче наш..."

"...Все верные в эту минуту не как рабы, исполнен­ные страха, но как дети, как чистые младенцы..." в ангельском состоя­нии души, «в котором может прямо говорить человек с Богом, как с нежнейшим отцом, произносят сию молитву Господню: "Отче наш, Иже еси на небесех!.."» [5, с. 358].

Затем - святое причащение людей, как на трапезе у Отца.

После этого священник благословляет их словами: "Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое" (то есть во владение, как прежде были владением державы диавола (Евр. 2, 14)) - и "устремля­ется мыслью к вознесению Господню" [5, с. 366] с благодарением ко Господу за причащение.  

В заключение Гоголь пишет: "Действие Божественной Литургии над душою велико: зримо и воочию совершается... и скрыто... Запове­ди Христовы становятся (для человека. - Авт.).,. исполнимы, иго Хри­стово благо, и бремя легко. По выходе из храма, где он присутствовал при Божественной Трапезе Любви, он глядит на всех, как на братьев. Примется ли он за обыкновенное теченье своих дел в службе ли, в се­мье, где бы ни было... сохраняет невольно в душе своей высокое на­чертанье любовного обращения с людьми, принесенного с небес Бо­гочеловеком. Он невольно становится милостивей и любовней к под­чиненным. Если сам под властью другого, то охотней и любовней ему повинуется... Если видит просящего помощи, сердце его более чем когда-либо располагается помогать... Если он неимущий, он бла­годарно принимает малейшее даяние... И все... выходят кротче, милее в обхождении с людьми, дружелюбнее, тише во всех поступ­ках.

А потому для всякаго, кто только хочет идти вперед и становиться лучше, необходимо частое, сколько можно, посещение Божественной Литургии... она нечувствительно строит и создает человека. И если общество еще не совершенно распалось, если люди не дышат полною, непримиримой ненавистью между собою, то сокровенная причина тому есть Божественная Литургия, напоминающая человеку о святой, небесной любви к брату. <...> И если он чувствует, что недостоин при­нимать в уста свои Самого Бога, Который весь любовь, то хоть быть зрителем, как приобщаются другие, чтобы незаметно, нечувствитель­но становиться совершеннее с каждой неделей.

Велико и неисчислимо может быть влияние Божественной Ли­тургии... <...>...всех научает любви, которая есть связь общества, со­кровенная пружина всего..." [5, с. 371-372].

Эти "Размышления" Гоголь начал писать еще в 1845 году, но окон­чены они были к 1848 году, а исправлялись и перерабатывались почти до смерти (1852 года).

Но нужно сказать больше. Те же мысли о Боге, о Христе, о вере, о любви, о чистоте, о молитве и пр. мы часто встречаем в письмах Го­голя, касаемых его основной работы - поэмы "Мертвые души". И не­вольно задаешься вопросом: из веры ли возникли его труды, или тру­ды привели его к вере? Во всяком случае труды его связаны с его ве­рою, как он сам неоднократно говорил об этом.

В частности, "Размышления о Божественной Литургии" явля­ются среди его трудов не каким-нибудь случайным, побочным, незначительным произведением, а психологически закономерным заверше­нием его религиозно-литературных работ. И думаю, что не погрешу, если эти "Размышления" назову его лебединой песней (подобно "Странствующему жиду" В. А. Жуковского).

Оставить комментарий на статью

Ваше имя:
Ваш E-mail:
* Комментарий:
* Введите число на картинке:
* - поля, необходимые для заполнения
Комментарии читателей


Лебединская Елизавета
Здравстувйте,уважаемый автор!Хочу Вам выссказать насколько слов по поводу написанной вами краткой биографии Гоголя!Безусловно-данный текст написае достоверно и довольно интересно,но все же не хватает некой последовательности,которая придасть ему большей лиричности и правдивости!Возможно именно это позволит юным и не только, читателям полюбить Гоголя и проникнуться к нему и его жизни!Поверьте мне,как простой публике-станет интересно!Спасибо за внимание,уделенное моему письму!Сочту за честь получить от Вас ответное писбмо!
29.11.2007

Добавить в блог

Обычаи | Вопрос священнику | Радость встречи | Богословие | История | Иконография праздника | Детская страничка | Ссылки | Открытки Праздника | Фотоконкурс | Медиа | Обратная связь | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика