"Размышления о Божественной Литургии "
Рассмотрим толкование Гоголем Божественной Литургии. Пусть оно не представляет чего-либо особенного с богословской точки зрения, но одно то, что Гоголь - единственный из писателей - коснулся этого важного вопроса, уже говорит об исключительной его религиозности.
Кроме того, Гоголь прочитал для этого много богословских творений. Как пишет он сам, им "из множества объяснений, сделанных Отцами и Учителями, выбраны только те, которые доступны всем своей простотою" [5, с. 316]. За более глубокими объяснениями Гоголь отсылает к сочинениям Константинопольских Патриархов Германа, Иеремии, св. Николая Кавасилы, блаж. Симеона, архиеп. Солунско-го, и проч.
Основная идея Литургии, по Гоголю, - "вечное повторение великого подвига любви, для нас совершившегося" [5, с. 316].
Все это Богослужение зовет нас в "Вечную Жизнь Будущего Века", как "истинных царей мира, сонаследников и соучастников Небесного Царства" [5, с. 332]. "Каждый из собрания, сознавая, что и в нем, как подобии Божием, есть та же тройственность, есть Он Сам, Его Слово и Его Дух", убеждается, что "только по возвышении... к Богу" и в его "слове отражается Божие Слово, в духе - Дух Божий, и образ Троицы Создавшего отпечатлевается в создании, и создание становится подобно Создателю, - сознавая все сие, каждый, внемлющий трисвятому пению, молится внутренно в себе, чтобы Бог Святый Крепкий и Безсмерт-ный, очистив его всего, избрал его Своим храмом и пребыванием..."
После Трисвятого "отходит иерей на горнее место, как бы во глубину Боговедения, отколе истекла нам тайна Всесвятыя Троицы... где Сын пребывает в лоне Отчем единством Духа Святаго" [5, с. 334-335].
Какие глубокие размышления! У некоторых св. отцов можно встретить подобное понимание Пресвятой Троицы как Бога Отца, из лона Которого извечно рождается Сын и исходит Дух Святый, подобно тому, как из человека рождается мысль и с нею исходит и чувство, и дух. Но даже и не всякому Богослову дано это понимание.
Эктения об оглашенных.
Хотя некрещеные и "находящиеся в числе оглашенных" и редко бывают теперь в храме, а только одни верные, "но всякий присутствующий, помышляя, как далеко он отстоит и верой и делами от верных, удостоивавшихся соприсутствовать Трапезе Любви в первые веки христиан, видя, как он, можно сказать, только огласился Христом, но не внес Его в самую жизнь... и [что] еще холодно его верование, и нет огня всепрощающей любви к брату... и что крещеный... он не дос-тигнул того возрожденья в духе, без которого ничтожно его христианство... - соображая все сие, всякий из присутствующих сокрушенно поставляет себя в число оглашенных" и молится с ними. А когда они услышат: "Оглашенные, изыдите", то "от слов этих содрогаются все чувствующие свое недостоинство" [5, с. 339-340].
Кончилась Литургия оглашенных, когда позволяется и им стоять на Богослужении.
Литургия верных
""...Та же Самая Премудрость, Тот же Вечный Сын, исходивший в виде Евангелия, сеять Слово, учившее жить, перенесется теперь в виде Святаго Хлеба принестись в жертву за весь мир" [5, с. 342].
«...Диакон, как было у первых христиан, призывает всех ко взаимной любви словами: "Возлюбим друг друга, да единомыслием исповедаем"...» Лик подхватывает: "Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную..."
Целуются между собою, в знак взаимной любви, священники и диаконы. А «прежде все предстоящие в церкви лобызали также друг друга: мужи - мужей, жены - жен, произнося: "Христос посреди нас", и тут же ответствуя: "и есть, и будет"...» [5, с. 348]. После Символа веры, исповедующего слово о Троице, начинается Божественная Евхаристия - "в эту минуту Божественный Агнец идет... заклаться, Кровь Самого Господа вливается в Чашу..." [5, с. 351]. Далее я напишу кратко свое объяснение. Жертва не просто приносится за мир, но Церковь, христиане благодарят за принесенную уже Жертву: "Благодарим Господа", "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим". Ибо Жертва однажды принесена, но и теперь продолжа ется и приносится "о всех и за вся". И священник тайно говорит: "Достойно и праведно есть Тебя воспевать, Тебя благословить, Тебя хвалить, Тебя благодарить, Тебе поклоняться...", потому что Ты "отпад-шия вновь восстановил нас... и даровал нам Твое будущее Царство. О сих всех благодарим Тебя и Единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святаго... Благодарим Тебя и о службе сей, которую от рук наших прияти изволил еси..." Как мы видим, основным содержанием этой части Богослужения является благодарение, а жертвоприношение служит лишь продолжением однажды принесенной Жертвы. Почему и самая эта часть называется Евхаристией. Это греческое слово, по-русски означает "благодарение". Между тем, обычно она понимается только как просительная часть. Это не так. Это благодарение Богу Отцу за Жертву о нас.
Далее Гоголь говорит: "Алтарь уже не горница Тайныя Вечери, престол не трапеза: он уже теперь жертвенник... - Голгофа, на которой совершилось заколение Божественной Жертвы" [5, с. 353].
"Но что пред Богом все наши жертвы?.. В глубоком сознании, что нет Богу на земле ничего достойного жертвы", служитель алтаря подъемлет чашу и дискос, как умилостивительную Жертву, и восклицает: "Твоя от Твоих Тебе приносяще, о всех и за вся". "И наступает верховнеишая минута всей Литургии: пресуществление. В алтаре происходит троекратное призывание Святаго Духа на Святые Дары - Того Самаго Святаго Духа, Которым совершилось воплощение Христово от Девы, Его смерть, Воскресение и без Котораго не может пресуществиться хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы" [5, с. 353-354].
"На престоле - не образ, не вид тела, но самое Тело Господне... которое страдало на земле... погребено, воскресло, вознеслось вместе с Господом и сидит одесную Отца" [5, с. 355].
"И священник приступает к поминанию всех пред лицем Господа, собирая всю Церковь, и торжествующую, и воинствующую", и небесную, и земную, "начиная с Богопресвятой, Пречистой Матери Господа... <...> ...и до последнего христианина... где бы такой христианин ни находился - в пути ли он, в дороге, в плавании, путешествии, страдает ли в недуге, томится ли в заточенье, в рудах и пропастях земли" [5, с. 355-356].
"Отче наш..."
"...Все верные в эту минуту не как рабы, исполненные страха, но как дети, как чистые младенцы..." в ангельском состоянии души, «в котором может прямо говорить человек с Богом, как с нежнейшим отцом, произносят сию молитву Господню: "Отче наш, Иже еси на небесех!.."» [5, с. 358].
Затем - святое причащение людей, как на трапезе у Отца.
После этого священник благословляет их словами: "Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое" (то есть во владение, как прежде были владением державы диавола (Евр. 2, 14)) - и "устремляется мыслью к вознесению Господню" [5, с. 366] с благодарением ко Господу за причащение.
В заключение Гоголь пишет: "Действие Божественной Литургии над душою велико: зримо и воочию совершается... и скрыто... Заповеди Христовы становятся (для человека. - Авт.).,. исполнимы, иго Христово благо, и бремя легко. По выходе из храма, где он присутствовал при Божественной Трапезе Любви, он глядит на всех, как на братьев. Примется ли он за обыкновенное теченье своих дел в службе ли, в семье, где бы ни было... сохраняет невольно в душе своей высокое начертанье любовного обращения с людьми, принесенного с небес Богочеловеком. Он невольно становится милостивей и любовней к подчиненным. Если сам под властью другого, то охотней и любовней ему повинуется... Если видит просящего помощи, сердце его более чем когда-либо располагается помогать... Если он неимущий, он благодарно принимает малейшее даяние... И все... выходят кротче, милее в обхождении с людьми, дружелюбнее, тише во всех поступках.
А потому для всякаго, кто только хочет идти вперед и становиться лучше, необходимо частое, сколько можно, посещение Божественной Литургии... она нечувствительно строит и создает человека. И если общество еще не совершенно распалось, если люди не дышат полною, непримиримой ненавистью между собою, то сокровенная причина тому есть Божественная Литургия, напоминающая человеку о святой, небесной любви к брату. <...> И если он чувствует, что недостоин принимать в уста свои Самого Бога, Который весь любовь, то хоть быть зрителем, как приобщаются другие, чтобы незаметно, нечувствительно становиться совершеннее с каждой неделей.
Велико и неисчислимо может быть влияние Божественной Литургии... <...>...всех научает любви, которая есть связь общества, сокровенная пружина всего..." [5, с. 371-372].
Эти "Размышления" Гоголь начал писать еще в 1845 году, но окончены они были к 1848 году, а исправлялись и перерабатывались почти до смерти (1852 года).
Но нужно сказать больше. Те же мысли о Боге, о Христе, о вере, о любви, о чистоте, о молитве и пр. мы часто встречаем в письмах Гоголя, касаемых его основной работы - поэмы "Мертвые души". И невольно задаешься вопросом: из веры ли возникли его труды, или труды привели его к вере? Во всяком случае труды его связаны с его верою, как он сам неоднократно говорил об этом.
В частности, "Размышления о Божественной Литургии" являются среди его трудов не каким-нибудь случайным, побочным, незначительным произведением, а психологически закономерным завершением его религиозно-литературных работ. И думаю, что не погрешу, если эти "Размышления" назову его лебединой песней (подобно "Странствующему жиду" В. А. Жуковского).
Оставить комментарий на статью
Обычаи | Вопрос священнику | Радость встречи | Богословие | История | Иконография праздника | Детская страничка | Ссылки | Открытки Праздника | Фотоконкурс | Медиа | Обратная связь | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования