Любовь во Христе.
Гоголь пишет С. Т. Аксакову: "В письме моем
к вам я сказал сущую правду: я вас любил, точно, гораздо меньше, чем вы меня любили. Я был в состоянии всегда (сколько мне кажется) любить всех вообще, потому что я не был способен ни к кому питать ненависти. <...> Мне кажется, что я теперь все-таки люблю вас больше, нежели прежде, но это потому только, что любовь моя ко всем вообще увеличилась, она должна была увеличиться, потому что это любовь во Христе. <...> А на самом деле, может быть, и это ложь, и я ничуть не умею любить лучше, чем прежде. Поэты....... часто думают, что уже вмещают в самих себе то, что могут только несколько оценить... и величаются чужим, как своим собственным добром" (курсив Гоголя. -Авт.) [1, с. 203-204].
Грех.
Из предыдущего очевидно, насколько был чуток Гоголь к своему внутреннему миру и, в частности, ко греху. Но об этом он смиренно, как и должно, умалчивает. Впрочем, в одном письме - как увидим дальше - Гоголь довольно смело и решительно говорит, что не нужно думать, будто он пишет только о недостатках других, не считая при этом себя духовным "уродом" в смысле особой греховности.
В письме же к Ольге Семеновне он пишет: "...Все то, в чем нет дурного намерения и что вместе с тем не противно здравому рассудку, данному нам Богом, не есть уже грех. Если же оно предпринято еще к тому с добрым намерением... то уже оно никогда не может послужить худому. Бог направит его всегда к хорошему, хоть вовсе другим путем, чем мы думаем" [1, с. 124].
Один лишь грех он считал великим для себя и для других: "...Клянусь! грех, сильный грех, тяжкий грех отвлекать меня" - от работы над "Мертвыми душами", делом, назначенным ему Богом. "Труд мой велик, мой подвиг спасителен, я умер теперь для всего мелочного" [1, с. 54].
Других слабостей в Гоголе мы не видим. Он был неженатый. К женщинам относился иногда очень дружелюбно, но это объяснялось не страстностью, а оценкой духовной тонкости их натуры, нередко более чуткой, чем у многих мужчин. В частности, так он думал о своем отношении к известной А. О. Смирновой (урожденной Россет, фрейлине императрицы, жене губернатора Калужского и С.-Петербургского).
«Не сердитесь, - пишет он С. Т. Аксакову, - на Смирнову; не называйте ее безрассудною женщиною. Женщина эта почтена была короткою дружбой Пушкина и Жуковского, которые любили ее именно за здравый рассудок и за добрую душу. Она меня знала еще прежде, чем вы меня знали, - знала как человека, а не как писателя, видела меня в те душевные состояния мои, в которые вы меня не видели. С ней мы были издавна как брат и сестра, и без нее, Бог весть, был ли бы я в силах перенести многое трудное в моей жизни; а потому и не мудрено, что, несмотря на пристрастие ее ко мне, многое в моей книге ("Выбранные места". - Авт.) она почувствовала полнее (чем С. Т. Аксаков. - Авт.)...» [1, с. 198].
Скорби. «Да, книга моя ("Выбранные места". - Авт.) нанесла мне пораженье; но на это была воля Божия. Да будет же благословенно имя Того, Кто поразил меня! Без этого поражения я бы не очнулся... <...> Осудить меня за нее справедливо может один Тот, Кто ведает помышления и мысли наши в их полноте. Из нас же, грешных людеи, может справедливее других произнесть ей окончательный суд только тот, кто имеет полный ум... и не влюбился еще сам ни в какую свою собственную мысль...
<...> Книга моя есть законный и правильный ход моего образования внутреннего, нужного мне для того, чтобы стать писателем не мелким и пустым, но почувствовавшим святость и своего звания, как и всех других званий, которые все должны быть святы. Выразилось все это заносчиво, получило торжественный тон от мысли приближения к такой великой минуте, какова смерть» [1,с. 198-199].
"Именем Бога говорю вам: все обратится в добро. <...> Лучшее добро, какое ни добыл я, добыл из скорбных и трудных моих минут. И ни за какие сокровища не захотел бы я, чтобы не было в моей жизни скорбных и трудных состояний... Ради самого Христа, не пропустите без вниманья этих слов моих" [1, с. 172-173].
Болезни. "...О недугах не стоит, да и грех говорить: если они даются, то даются на добро" [1, с. 170].
"Насчет недугов наших скажу вам только то, что, видно, они нужны и нам всем необходимы. А потому как ни тяжко переносить их, но, крепя сердце, возблагодарим за них вперед Бога. ...Никогда так болезненно не было еще мое тело. Но Бог милостив и дает мне силу переносить. Дает силу отгонять от души хандру, дает минуты, за которые и не знаю и не нахожу слов, как благодарить" [1, с. 171].
Церковь. Смерть. Об этом можно сказать многое. Но вспомню лишь один случай, в котором конкретно проявилось отношение Гоголя к Церкви как к спасительному учреждению, как к матери-утешительнице.
«...Занемогла жена Хомякова, сестра Языкова, с которым Николай Васильевич был так дружен. <...> Хомяковой сделалось получше, и мы (Аксаковы. - Авт.) назначили день, чтобы собраться; но больной сделалось опять хуже, и накануне назначенного дня она скончалась, тридцати пяти лет, оставя семь маленьких детей и мужа, любившего ее всею душой. Эта кончина поразила и огорчила всех, но Николая Васильевича она особенно расстроила. Он был на первой панихиде и насилу мог остаться до конца. На другой день он был у нас и говорил, что его это очень расстроило. "Вот как!.." - сказал он, грустно здороваясь с нами... <...> Спросил, где ее положат. Мы сказали: в Данило-вом монастыре... Он покачал головой... и задумался так, что нам страшно стало: он, казалось, совершенно перенесся мыслями туда и оставался в том же положении так долго, что мы нарочно заговорили о другом, чтоб прервать его мысли. На другой день, во вторник, мы не видали Николая Васильевича; в этот день - похороны. На них он не был.
На третий день, в середу, пришел он; мы его спросили, отчего он не был. Он сказал, что слишком был расстроен, не мог. Разговор, разумеется, все был о том же. Он сказал: "Я отслужил сам один панихиду по Екатерине Михайловне и помянул вместе всех близких, прежде отшедших; и она, как будто в благодарность, привела их всех так живо перед меня. Мне стало легче. Но страшна минута смерти!" - "Почему же страшна? - сказал кто-то из нас. - Только бы быть уверену в милости Божией к страждущему человеку, и тогда отрадно думать (о смерти)". -"Ну, об этом надобно спросить тех, кто перешел через эту минуту", -сказал он.
И в самом деле, с этих пор (после того, как отслужил панихиду) он сделался спокоен, как-то светел духом, почти весел; по крайней мере таким мы его видели во все последние раза. Через день опять он пришел и именно утром. ...Нам принесли корректуру Николаю Васильевичу. <...> Он приходит и говорит... что только что от обедни. Это была пятница перед масленой; в субботу приходилось Сретение, и потому поминальную субботнюю службу служили в пятницу. Видно было, что он находился под впечатлением этой службы; мысли его были все обращены к тому миру. Он был светел, даже весел, говорил много, и все об одном и том же. Он говорил, что надобно посоветовать Хомякову читать самому псалтырь по своей жене, что это для него и для нее будет утешение... говорил о впечатлении смерти на людей... чтобы смерть не поражала как будто нечаянность. <...> ...Хвалил очень своего приходского священника и всю службу в его приходе.
День был прекрасный, ясный; мы спросили его, работал ли он сегодня? "Нет еще, - сказал он, улыбаясь, - вышел с утра из дома". <...> В воскресенье он опять пришел после обедни пешком из своего прихода, несколько усталый; опять хвалил очень своего приходского священника и все служение: видно, что он был полон службой; говорил опять о псалтыри. Сказал также: "Всякий раз как иду к вам, прохожу мимо Хомякова дома и всякий раз, и днем и вечером, вижу в окне свечу, теплящуюся в комнате Екатерины Михайловны (там читают псалтырь)"» [1, с. 242-244]*.
* Это отрывок из письма, написанного В. С. Аксаковой к матери Гоголя незадолго до кончины самого Гоголя - в конце января-начале февраля 1852 г. - Ред.
Палестина. Мы подошли к важному событию в жизни Гоголя -паломничеству на Святую Землю.
Когда Гоголь сообщил о своем путешествии в Палестину, то близкие ему люди не возражали против этой необычной поездки, да это было бы и напрасно: он был всегда самостоятелен в своих решениях.
"На вопрос, надолго ли он едет, Гоголь отвечал различно. Сначала сказал, что уезжает на два года, потом, что на десять, и, наконец, что едет на пять лет". Но все оставались в недоумении: зачем эта поездка? Лишь одна Ольга Семеновна Аксакова сказала ему наивно, "что теперь она ожидает от него описания Палестины". На это Гоголь отвечал спокойно, будто бы он именно за этим едет: "Да, я опишу вам ее, но для того мне надобно очиститься и быть достойну" [1, с. 66]. По-видимому, она не поняла этих слов его о чистоте. Между тем, в них, как мне кажется, скрывалась главная цель паломничества.
В январе 1848 года Гоголь из Неаполя отправился на корабле в Палестину. Жил он в Иерусалиме и других местах Палестины. Никакого описания он не оставил. Очевидно, его интересовало нечто другое, более важное. Во второй половине апреля того же 1848 года Гоголь вернулся в Россию и отправился в родное село Васильевка.
Чем же объясняется эта поездка?
Вот что пишет об этом сам Гоголь: "Как же вы хотите, чтобы в груди того, который услышал высокие минуты небесной жизни, который услышал любовь, не возродилось желание взглянуть на ту землю, где проходили стопы Того, Кто первый сказал слова любви сей человекам, откуда истекла она на мир. Мы движемся благодарностью к поэту, подарившему нам наслаждения души своими произведениями; мы спешим принесть ему дань уважения, спешим посетить его могилу, и никто не удивляется такому поступку, чувствуя, что стоит уважения и самый великий прах его. Сын спешит на могилу отца, и никто не спрашивает его о причине, чувствуя, что дарованье жизни и воспитанье стоят благодарности. Одному только Тому, Кто рай блаженства низвел на землю, Кто виной всех высоких движений, Тому только считается как-то странным поклониться в самом месте Его земного странствования.
По крайней мере если кто из среды нас предпримет такое путешествие, мы уже как-то с изумлением таращим на него глаза, меряем его с ног до головы, как будто бы спрашивая, не ханжа ли он, не безумный ли он? Признайтесь, вам (Аксаковым. -Авт.) странно показалось, когда я в первый раз объявил вам о таком намерении? Моему характеру... кажется неприличным такое дело. Человеку, не носящему ни клобука, ни митры, смешившему и смешащему людей, считающему и доныне важным делом выставлять неважные дела и пустоту жизни, такому человеку, не правда ли, странно предпринять такое путешествие? <...> И как мы можем сказать, чтобы то, которое кажется нам минутным вдохновением, нежданно налетевшим с небес откровеньем... чтобы оно не было вложено всемогущей волею Бога... и не зрело бы в нас невидимо для других? Как можно знать, что нет, может быть, тайной связи между сим моим сочинением... и между сим отдаленным путешествием? И почему знать, что нет глубокой и чудной связи между всем этим и всей моей жизнью и будущим, которое незримо грядет к нам и которого никто не слышит? Благоговение же к Промыслу! <...> Душа моя слышит грядущее блаженство..." [1, с. 90-91].
"Лучше всем нам иметь больше смирения и меньше уверенности в непреложной истине и верности своего взгляда. Что касается до меня, я буду от всех моих сил, сколько их есть во мне, молиться Богу на тех самых местах, которые зрели Его в образе Христа, чтобы простил мне за все, на что подтолкнула меня моя самоуверенность, гордость и самоослепление" [1, с. 200].
А теперь посмотрим, как относились к религиозности Гоголя вообще и к паломничеству, в частности, его близкие.
Дочь Аксакова, Вера Сергеевна, пишет своей знакомой М. Г. Кар-ташевской: "Гоголь или болен, или потерял здравый смысл, живя так долго Один в землях чужих" [4, с. 320].
Но при чем тут земли? Увы! люди лучше готовы считать человека сумасшедшим, чем понять что-нибудь непохожее на себя. И эта версия широко распространилась в обществе. И даже сейчас, через сто лет после смерти Гоголя, она еще держится. Лишь бы только не верить в религиозность человека - с ума сошел! А данных нет!
"Говорят даже, будто он целые дни проводит с монахами..." - Ах, какие дурные эти монахи! "...Но мы этому решительно не верим..." [4, с. 321]. - Ах, какие они милые, - не верят! Тогда бы и не писали то, чему сами не верят.
И дальше та же Вера Сергеевна фантазирует в своем письме к подруге: "Может быть, даже и влияние, ему самому не заметное, католицизма, хотя не нарушая форм православия, дает этот странный характер его религиозному направлению, которое, наконец, овладело им до такой степени, что художник исчезает" [4, с. 320-321].
Итак, Аксаковы считают, что Гоголь, сохранив "все формы православия", принял "дух религии католической". А такой "дух" видят они в том, что "все это желание - проповедовать, обращать, налагать какие-то внешние формы и для молитвы, и для благотворительности (разумеется "Предуведомление" к "Ревизору" 4-го и 5-го издания. -Авт.) - все это - в духе католическом, а не в нашем" [4, с. 322].
"Увы! - дополняет (лучше сказать, задает тон. - Авт.) сам отец, С. Т. Аксаков. - Исполняется мое давнишнее опасение! религиозная
восторженность убила великого художника и даже сделает его сумасшедшим. Это истинное несчастие, истинное горе!" [4, с. 322].
«...Входит Гоголь (в дом Аксакова. - Авт.) с образом Спасителя в руках и сияющим, просветленным лицом. Такого выражения в глазах у него я никогда не видывал. Гоголь сказал: "Я все ждал, что кто-нибудь благословит меня образом, и никто не сделал этого; наконец, (архиепископ. - Авт.) Иннокентий благословил меня... теперь я могу объявить, куда я еду: ко Гробу Господню". Он провожал [архиеп.] Иннокентия, и тот, прощаясь с ним, благословил его образом. <...> Признаюсь, я не был доволен ни просветленным лицом Гоголя, ни намерением его ехать ко святым местам. Все это казалось мне напряженным, нервным состоянием и особенно страшным в Гоголе как в художнике...» [1, с. 65].
Увы! Этим людям художник несравненно дороже христианина.
"Мы мало имеем надежды на то, чтоб оно (письмо Аксакова. -Авт.)... заставило его взглянуть здравыми глазами на все свои действия. Этот взгляд, эти мысли глубоко вкоренились в нем и слишком согласны вообще с его странным характером".
Если "эти мысли" были присущи Гоголю "вообще", то есть всегда, то насколько легкомысленны были догадки этих людей!? А тем более их версия о сумасшествии. Сам Гоголь и предполагал именно такую реакцию окружения - "не безумный ли он?".
Между тем, религиозный Жуковский, близкий духовный друг Гоголя, "одобрил все намерения" его, как явствует из тех же писем Аксаковых.
А вот что пишет о Гоголе его сестра, Елизавета Васильевна, в замужестве Быкова, после его возвращения из Палестины: "Как он переменился! Такой серьезный сделался, ничто, кажется, его не веселит". Как же далек этот отзыв от "сумасшествия"!
И нам нужно искать иное объяснение его палестинского путешествия, о котором Гоголь помышлял целых 10 лет. Тогда никто не думал обвинять его в безумии. Дело же это объясняется очень просто -чисто религиозными соображениями, верой Гоголя, о чем он ясно сказал.
И наш простой народ (но не писатели, политики, богачи и пр.) до последнего времени паломничал на Святую Землю. А мы, духовные, тоже почти никогда не думали об этом! Следовательно, Гоголь был искреннее нас, и горячее, и глубже в вере, так как давно "мечтал" о Палестине. И чем старше он становился, тем более был влеком к этому паломничеству. И исполнил его в 1848 году, за 4 года до смерти.
Увы, нам во время обучения никто никогда не говорил ни слова о религиозности Гоголя! Такое время маловерия. Но еще Жуковский
писал: "Ныне время, когда все опрокинуто". А Аксаков говорил о себе, что он "плохой христианин". И тогда - полтораста лет тому назад - уже были открытые безбожники! (Не говорю уж о теперешнем падении христианской жизни. -Увы!) И вот явился Гоголь, человек, верующий всем сердцем.
Да, Гоголь прежде всего был именно христианином, и притом еще должен был большей частью скрывать это: такое уже тогда было маловерное время. И лишь редкие люди из так называемого высшего круга оставались верующими. Например, графиня Шереметева. Эта личность достойна того, чтобы упо-
мянуть о ней в связи с духовной жизнью Гоголя, хотя бы очень кратко.
Он "познакомился... с одной почтенной старушкой, Над. Ник. Шереметевой... [Она] была глуха и потому, видев Гоголя несколько раз прежде, не говорила с ним и почти совсем его не знала. Но... просидев с Гоголем наедине часа два, она была поражена изумлением, найдя в нем горячо верующего и набожного человека. Она, уже давно преданная исключительно молитве и добру, чрезвычайно его полюбила, несколько раз сама приезжала к нему, чтоб беседовать с ним наедине, и, наконец, непременно захотела его проводить".
Гоголь тогда собирался в Петербург. "Шереметева, побывав поутру у Гоголя, подарив ему шнурок своей работы (для креста. - Авт.) и отдав прощальное письмо, приехала" к Аксаковым, "чтоб еще проститься с Гоголем" (Гоголь уезжал из дома Аксаковых. - Ред.). Через четверть часа Аксаковым показалось, что они "были целый век дружески знакомы с этой почтенной и достойной женщиной. Когда началось прощанье, она простилась с Гоголем прежде всех и уехала, чтоб не мешать Гоголю проститься с матерью и сестрами. Простившись со всеми, Гоголь, выходя из залы, обернулся и перекрестил всех нас".
Дорогой, выглянув из коляски, С. Т. Аксаков увидел, что Н. Н. Шереметева едет за ними. "Мы остановились, Гоголь вышел и простился с ней очень нежно, а она благословила и перекрестила его, как сына" [1, с. 69]. Из Петербурга Гоголь писал ей письма. Их, к сожалению, я не имею. Между тем, они были бы весьма важны для понимания христианской стороны жизни Гоголя.
Но и то, что известно, - весьма характерно. Именно Шереметева, со своей глубокой религиозностью, была уже тогда исключением среди общества. Узнав Гоголя как "горячо верующего и набожного человека", "она была поражена изумлением"! Аксаковы же не были "знакомы с этой почтенной и достойной женщиной". Между тем, Аксаковы считались христианской семьей. Каково же было остальное высшее общество? Гоголь иногда откровенно отзывался о нем как о безнадежно безрелигиозном.
Оставить комментарий на статью
Обычаи | Вопрос священнику | Радость встречи | Богословие | История | Иконография праздника | Детская страничка | Ссылки | Открытки Праздника | Фотоконкурс | Медиа | Обратная связь | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования