Поделиться:

Ф.М. Достоевский

Некоторые сведения из жизни Достоевского.

Нет нужды подробно писать о религиозности Достоевского: это хорошо известно всякому интеллигентному читателю. И здесь я хочу упомянуть об этом знаменитом человеке, несомненно очень умном и в то же время очень религиозном, для того, чтобы читатель поразмыслил о том, что ум этот не помешал ему быть религиозным. Показателен и тот факт, что в первой половине своей жизни Достоевский был настроения иного, - тем важнее его последующая, до самой смерти, религиозность.

Родился Федор Михайлович 30 октября (ст. ст.) 1821 года и получил свое имя, вероятно, в честь прп. Феодора Студита, потому что ни раньше, ни позже нет ближайшего святого с этим именем. Грамоте научила его мать. Закону Божию учил братьев (старшего Михаила и Федора) диакон. Отец, военный лекарь, всячески помогал им в обучении. Потом братья поступили в пансион, где особенно увлекались словесностью, а Пушкина знали почти наизусть. Затем отец определил Федора в инженерное училище, но чтение западных писателей: Гофмана, Бальзака, Гете, Кромвеля, Гюго, и русских: Гоголя, Грибоедова - оставалось любимым занятием.

На собственных его ранних произведениях - «Бедные люди», «Двойник» и прочем, - я останавливаться не буду, так как меня сейчас интересует только касаемое религиозности Достоевского.

В ночь на 23 апреля 1849 года он был арестован по делу «петрашев­цев» - революционной группы, по преимуществу из писателей того времени. Тогда Достоевский был обвинен, в частности, и в чтении письма Белинского, «наполненного дерзкими выражениями против православной церкви и верховной власти», - следовательно, можно думать, что он и сам держался тех же мыслей. Он был осужден, вместе с другими 34-мя петрашевцами, на расстрел. На Семеновском плацу, у эшафота, им было объявлено о неожиданном помиловании, и затем только сообщено, что Государь заменил смертный приговор каторгой на четыре года. Так Достоевский остался жив. Прощаясь с братом, Федор Михайлович сказал ему: «И в каторге не звери, а люди».

Это событие оставило в нем глубокий след. Прежде всего, он побывал на краю смерти. А потом, благодаря более близкому знакомству с простым народом на каторге, у него совершенно изменились воззрения. Он увидел, что народ ко многому, и в особенности к вере в Бога, относится совсем иначе, чем интеллигентные люди. Например, разговаривают два каторжника о заключенном поляке: «Он в Бога не верует: нужно убить его!» Это поражает Достоевского, как и многое другое.

«Я видел народ наш и знаю его, жил с ним довольно лет, ел с ним, спал с ним, и сам к злодеям причтен был, работал с ним настоящей мозольной работой... Я его знаю: от него я принял вновь в душу мою Христа, Которого узнал в родительском доме ребенком и Которого утратил, было, когда преобразился в европейского либерала».

Достоевский не только сам избирает народную веру, но и проповедует ее всю остальную часть своей жизни. Он думал, что и другие интеллигенты пойдут по этому народному пути, но ошибся: веры в народе и от народа они не приняли. Да это и естественно: если интеллигенты ушли от Христа распятого, то могли ли они принять проповедь «Из мертвого дома»?!

Кроме «народной», мы видим и другой источник веры. В письме к брату Михаилу Федор Михайлович просит, наряду с историческими и экономическими книгами, прислать ему и «отцов Церкви». Значит, религиозный процесс складывался и углублялся в Достоевском как на каторге, так и после, на воле.

Четыре года каторги кончились; он сначала был отправлен в солдатскую службу, но к октябрю 1855 года произведен в прапорщики. В 1860 году мы видим его уже в Петербурге. Начинается эпоха его романов - «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание».

Позднее Федор Михайлович с новой женой, А. Сниткиной, которая ранее была у него стенографисткой, едет за границу (1867-1871). (Кстати, я видел ее еще живою: она рассказывала в «Обществе Ревнителей Нравственного (Народного) Просвещения» свои впечатления о Федоре Михайловиче. Кажется, это было в 1904-1905 гг. Скромная и простая душой женщина. Имя ее: Анна Григорьевна.) Здесь он пишет произведения «Идиот», «Бесы», «Вечный муж».

Из-за границы Достоевский возвращается не только убежденным «народником», каким был уже со времени «Мертвого дома», но и исповедником православия, как корня всего доброго, особенно любви и чистоты. Он пишет роман «Подросток». Здесь, думаю я, писатель выводит молодых людей, мечтавших о себе как о будущих знаменитостях, но путь к этому - деньги. И от того, что выберет молодежь - «миллион», «золотой век» или Нагорную проповедь - зависят судьбы России.

С 1873 года Достоевский начинает издавать известный «Дневник писателя», где он один, без сотрудников и программы, освещает многие вопросы современной русской, а также и заграничной жизни.

С 1878 года Достоевский оставляет свой «Дневник» и начинает работать над знаменитым романом «Братья Карамазовы», о котором он думал еще в 1870 году за границей и который он хотел озаглавить: «Житие великого грешника». Здесь наиболее рельефно выразились религиозные идеи Достоевского. Роман был задуман в пяти отдельных повестях, начиная от Чаадаева, но потом Федор Михайлович от первой части отказался, а четыре - свел в две, из которых написал только первую. Главным «положительным» героем у Достоевского намечен, но не до конца раскрыт младший из братьев Карамазовых - Алеша, этот «идеальный» юноша. Но он вполне должен был быть выведен во втором томе «Братьев Карамазовых» - и там он оказывается даже цареубийцей (как писал Достоевский Стасову), и неизвестно еще, чем он кончит.

С 1879 года Достоевский возобновляет издание «Дневника», которое продолжается вплоть до января 1881 года.

Умер Достоевский 28 января 1881 года. Он исповедался и причастился Святых Тайн. И стал лежа читать Евангелие. Ему открылись слова, сказанные Спасителем Иоанну Крестителю, который удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя... Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь... (Мф. 3, 14-15).

И тут Федор Михайлович обратился к жене, и сказал: «Не удерживай и ты меня!» - и скончался.

 

Оставить комментарий на статью

Ваше имя:
Ваш E-mail:
* Комментарий:
* Введите число на картинке:
* - поля, необходимые для заполнения
Добавить в блог

Обычаи | Вопрос священнику | Радость встречи | Богословие | История | Иконография праздника | Детская страничка | Ссылки | Открытки Праздника | Фотоконкурс | Медиа | Обратная связь | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика