( http://sretenie.paskha.ru/Bogoslovie/Bogosluzhenie/Evangelie/Evangelskoe_chtenie_Liturgii/?job=print )
Главная
Богословие
Богослужение
Евангелие
Евангельское чтение Литургии с толкованием

Евангелие от Луки, зачало 7 (Лк. 2, 22 – 40)

Егда исполнишася дние очищения eю, по закону Моисеову, вознесоста Eго во Иерусалим, поставити Eго пред Господем,

Когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,

Якоже eсть писано в законе Господни. яко всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется:

Как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,

И eже дати жертву, по реченному в законе Господни, два горличища или два птeнца голубина.

И чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

И се бе человек во Иерусалиме, eмуже имя Симеон: и человек сей праведен и благочестив, чая утехи Израилевы: и Дух бе Свят в нем.

Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.

И бе eму обещано Духом Святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня.

Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.

И прииде духом в церковь. И eгда введоста родитeля Oтроча Иисуса, сотворити има по обычаю законному о Нем,

И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,

И той прием Eго на руку своeю, и благослови Бога, и рече:

Он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

Яко видесте oчи мои спасение Твое,

Ибо видели очи мои спасение Твое,

Eже eси уготовал пред лицем всех людей:

Которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

Свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля.

Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

И бе Иосиф и Мати Eго чудящася о глаголемых о Нем.

Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.

И благослови я Симеон, и рече к Марии Матери Eго: се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо:

И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, -

И Тебе же Самой душу пройдет оружие. яко да открыются от многих сердец помышлeния.

И Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец.

И бе Анна пророчица, дщи Фануилева, от колена Асирова: сия заматоревши во днех мнозех, живши с мужем седмь лет от девства своего:

Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,

И та вдова яко лет oсмьдесят и четыре, яже не отхождаше от церкве, постом и молитвами служащи день и нощь.

Вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.

И та в той час приставши исповедашеся Господеви, и глаголаше о Нем всем чающим избавления во Иерусалиме.

И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

И яко скончашася вся по закону Господню, возвратишася в Галилею, во град свой Назарет.

И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.

Oтроча же растяше и крепляшеся духом, исполняяся премудрости: и благодать Божия бе на Нем.

Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

Толкование арх.Аверкия (Таушева)

В храме при принесении Богоматерью жертвы и выкупа находился праведный и благочестивый старец Симеон, ждавший "утехи Израилевой," то есть обещанного Богом Мессию, явление Которого должно было принести утешение израильтянам (см. Исаия 40:1). Евангелист сообщает нам только то, что ему, Симеону, Святым Духом было предсказано не увидеть смерти своей до того, пока не сподобится он узреть ожидаемой им "утехи," то есть Христа Господня. Однако, по древнему преданию, Симеон был одним из семидесяти двух старцев, которые по поручению египетского царя Птоломея переводили священные книги с древнееврейского языка на греческий. Симеону пришлось переводить книгу пророка Исаи, и он усомнился в пророчестве о рождении Эммануила от Девы (Исаи 7:14), и тогда явился ему Ангел и предсказал, что он не умрет до тех пор, пока не увидит своими собственными глазами исполнение этого пророчества. По внушению Духа Божия он пришел в храм, очевидно туда, где был жертвенник всесожжения, и в принесенном Пресвятой Девой Младенце узнал Мессию-Христа.

Старец взял Его в объятия свои, и из его уст излилась вдохновенная молитва благодарности Богу за возможность узреть в лице этого Младенца спасение, уготованное для человечества. "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром" произнес старец; с этой минуты порвалась связь, державшая его в жизни, и Ты, Владыко, отпускаешь меня из этой жизни в другую новую жизнь, "по глаголу Твоему," по предсказанию, данному мне от Тебя Святым Твоим Духом, "с миром," "ибо видели очи мои спасение Твое." Спасение, обещанное Богом миру через Искупителя-Мессию, которого я сподобился узреть, спасение, "Которое Ты уготовал пред лицом всех людей." Евангелист подчеркивает, что спасение уготовано не только для евреев, но и для всех народов.

Это спасение есть "Свет к просвещению язычников" и "слава народа Божия Израиля," как вышедшая из его среды. Иосиф и Матерь Божественного Младенца дивились, вероятно, тому, что везде находились люди, которым Бог открывал тайну об этом Младенце. Возвращая Младенца Матери и благословив Ее и Иосифа, по праву глубокого старца, на котором, очевидно, почивал Дух Святой, Симеон в пророческом вдохновении предрекает, что Младенец сей будет предметом споров и пререканий между последователями Его и врагами: "Да откроются помышления многих сердец," то есть, в зависимости от различности отношения людей к этому Младенцу, обнаружатся их сердечные расположения, настроения души: те, кто любит истину и стремится творить волю Божию, тот уверует во Христа, а те, кто любит зло и дела тьмы, тот возненавидит Христа и будет в оправдание своей злобы всячески клеветать на Него. Это, собственно, и исполнилось уже на примере книжников и фарисеев и исполняется до нашего времени на примере всех безбожников и христоненавистников.

Для уверовавших в Него Он лежит "на восстание," или на вечное спасение, а для не уверовавших - "на падение," или на вечное осуждение их, на вечную погибель. Симеон прозревает духом и те страдания, которые придется претерпеть и Пречистой Матери за Ее Божественного Сына: "И Тебе Самой оружие пройдет душу." Присутствовала при этом и Анна, "дочь Фануилова," которую Евангелист называет пророчицей за особенные действия в ней Святого Духа и за дар вдохновенной речи, которым обладала она. Евангелист, очевидно, хвалит ее, как честную вдовицу, посвятившую себя Богу, после того, как она, прожив с мужем всего 7 лет, дожила до 84-х летнего возраста, не отходя от храма, "постом и молитвою служа Богу день и ночь." Она тоже, подобно Симеону, восславила Господа и, видимо, в пророческом вдохновении повторила примерно то же самое, что сказал старец, всем, ожидающим избавления в Иерусалиме, то есть ждавшим пришествия Мессии.

Евангелист говорит далее, что исполнив все по закону, святое семейство вернулось в Галилею, "в город свой Назарет." Святой Лука опускает все, что случилось за Сретением, вероятнее всего потому, что об этом подробно повествует св. Матфей: о поклонении волхвов в Вифлиеме, о бегстве святого семейства в Египет, об избиении младенцев Иродом и о возвращении святого семейства из Египта после смерти царя. Подобный способ сокращений мы часто находим у писателей священных книг.

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика