Поделиться:

«Видена быша шествия Твоя, Боже» (стих на величании праздника). Это шествие Бога-Слова в сретение роду человеческому для его спасения непрестанно подчеркивается хором преподобных певцов Св. Церкви. Краегранесие (в греческом тексте начальные в строке буквы каждого стиха канона составляют в совокупности фразу, которою формулируется  основная мысль канона.) канона св. Космы Майумского содержит стих: «Христа радостно старец объемлет». Эта краткая фраза, которой св. Косма выражает внутреннее содержание своего творении, одновременно показывает, насколько составитель канона глубоко проник как в сокровенный смысл праздника, так и в чувствования св. Богоприимца. Праведный Симеон не мог не испытывать радости при виде Того, Кто восстанавливает в прежнее состояние первозданного... и «человеческое естество - земли порождение явил сообразным Божеству, став непре­ложно младенцем!» (Канон, песнь 3-я, тропари). Симеон, принимая в объятия «младенчествующее Слово», созерцал неизреченную тайну: ныне Господь вышел в сретение человеку, приискренне соединился с ним и «явил его сообразным Божеству», Сам сделавшись Начатом новой твари - носительницы этого чудного сретения. Праведный Симеон «радостно объемлет Христа», потому что видит в Его Лице закваску нового человечества - сынов Божиих, что и есть спасение и «слава людей Твоих, Израиля!». Радость по поводу свершившегося сретения Божества с человечеством, о чем единогласно вещали многие ветхозаветные прообразы, составляет одну из возвышенных истин богословия, которой нас учит праздник Сретения Господня.

«Жертвы и приношения Ты не восхотел, но Тело уготовал Мне... Вот иду... исполнить волю Твою, Боже (Пс. 39, 7, 9); и праведный Симеон вышел в сретение Богомладенцу, принесенному в храм Господень для посвящения. Псалмопевец изъясняет нам смысл происходящего: это Сын Божий грядет в мир исполнить волю Отца Своего: отменить ветхозаветные жертвы и установить новую жертву. Вместо «крови тельчей», «которой Ты не благоволишь», Он приносит Богу Свое человечество. В этом воля Отца, которая исполнена любви к людям: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3, 16). И Сын Божий выполняет Отчую Любовь: Он принимает не только естество наше, но и все грехи наши, - чтобы понести их и изгладить Своей правдой и Своими страданиями. Ныне в храме Иерусалимском Сын Божий, сделавшись одновременно Сыном Человеческим, посвящает Себя Богу Отцу как един ёственная спасающая мир жертва за грех - жертва крестная. «Вот иду исполнить волю Твою, Боже». Этот обет Свой Он завершит на Голгофе.

День Сретения Господня - день добровольного посвящения Богу-Отцу Великой Жертвы за грехи человечества.

«Закон ничего не довел до совершенства» (Евр. 7, 19). Обрезание, жертвы, субботствования не могли проникать в душу и делать совер шенными исполнявших их. Однако все установления закона учреждены были не без нужды, ибо, нося в себе образ истины, они воспитывали ветхозаветного плотского человека и готовили его к восприятию самой истины. С пришествием Господа Иисуса Христа мы видим, как под дей­ствием Солнца Правды ветхозаветные обряды принимают иной смысл: отходит «буква закона», и через темные очертания тени засияла благо­дать Духа Святаго. Христос, по выражению св. Григория Богослова, есть разоритель буквы, но совершитель духа; поэтому ветхозаветный обряд посвящения Богу первенцев, который вспоминается Св. Церковью в день Сретения Господня, приобретает в Новом Завете иное, духовное значение - называется он воцерковлением.

Образ совершения обряда воцерковления указывает тот путь служе­ния, который открыт каждому христианину явлением Богочеловека.

И в Новом Завете в сороковой день от рождения младенец прино­сится к храму своей матерью: мать предстает Богу для очищения, мла­денец - для посвящения. Иерей, подобно праведному Симеону в> день Сретения Господня, а сейчас подобно Христу, выходит в сретение мла­денцу, принимает его ив рук матери, возносит горе и творит им пред закрытыми дверями храма крест, восклицая: «Воцерковляется раб Божий, во имя Отца и Сына и Святаго Духа!». Эти слова и знамение креста - символ веры и пути нового христианина. Перед ним сейчас же открываются двери храма. «Ввиду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему!» - произносит иерей от лица младенца и вновь по­среди храма творит поднятым горе младенцем св. крест, повторяет формулу воцерковления и снова от лица новопришедшего члена Св. Церкви дает торжественное обещание служения: «Посреде церкве во­спою Тя!» У самого алтаря, перед царскими вратами, в третий раз иерей знаменует младенцем знак креста и произносит вновь чудное имя Св. Троицы, во исповедание Которой открываются перед ним врата (рая. Младенца мужского пола иерей вносит в алтарь, обносит его вокруг престола и, выходя из алтаря, полагает перед царскими вратами.

Внесение младенца в алтарь указывает на великие права христиа­нина: откровенным лицом взирать на славу Божию; обнесение вокруг престола и положение младенца перед царскими вратами знаменует, что он навсегда посвящен Господу и отныне живет для Него: «Уже не я живу,но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20).

При совершении обряда воцерковляемый как бы шествует по небес­ным обителям и ему показываются те неизреченные блага, наследником которых он становится, сделавшись христианином.

Мать принимает младенца от врат алтаря. Отныне он не только плод ее чрева, но и дар благодати и посвящен навеки Господу.

Воцерковление обязывает каждого христианина рассматривать себя уже не своим, но купленным ценою священной Крови Господа Иисуса Христа. И в дальнейшем ему необходимо, следуя Богомладенцу, воз­растать и укрепляться духом, исполняясь премудрости (Лк. 2, 40).

Таковы те блата, которые получает каждый член Церкви. Образ этих благ представлен в празднике Сретения Господня: в Новом Завете посвящаемому выходит в сретение Сам Христос, принимает его на Свои руки, показывает новоприбывшему неизреченные духовные богатства св. храма и включает его в состав членов Святой Церкви.

Н. Попов

Примечания.

1. Вещественных руках.

2. Прикровенно.

3. Акростих. В греческом тексте начальные в строке буквы каждого стиха канона составляют в  совокупности  фразу, которою формулируется основная мысль канона.

Добавить в блог

Обычаи | Вопрос священнику | Радость встречи | Богословие | История | Иконография праздника | Детская страничка | Ссылки | Открытки Праздника | Фотоконкурс | Медиа | Обратная связь | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика