Поделиться:
Главная
Богословие
Богословские статьи
Епископ Вениамин (Милов): Праздник Сретения в литургике

Церковно-Богослужебное воспоминание Сретения Господня основывается на известном из Евангелия историческом событии.

Церковь в этот праздник хвалебно прославляет Богомладенца Иисуса и Его Пречистую Матерь-Деву, принесшую в храм сорокадневного Первенца - Сына для представления Богу Отцу.

Песнопения в день Сретения составлены святыми Константинопольскими Патриархами Германом и Анатолием, святым Андреем, Архиеп. Критским, святым Косьмою Маиумским, преподобным Иоанном Дамаскиным и Андреем Пирром.

Поименованные авторы, на основе истории Сретения Господня, раскрывают догматическое учение о Божественной высоте Богомладенца Христа и величии Богоматери. Составленные ими стихиры объясняют причины очищения Пречистой Девы-Матери по законному обычаю и, сравнительно с Евангелием, пространнее излагают пророческие слова Симеона Богоприимца о кресте Христовом.

Для связи речи песнопевцы влагают в уста Пресвятой Богородицы обращение к праведному Симеону, неизвестное из Евангелия, но весьма возможное и уместное пред заключением в объятия Богомладенца Симеоном. Стихиры на сретение также изображают изумление бесплотных Ангелов при созерцании Богомладенца на руках Богоматери и старца Симеона.

Применительно к отмеченным нами историческим деталям в литургическом описании праздника Сретения Господня воссоздадим целостную картину этого события.

Наступил 40-й день по Рождестве Христовом. Пресвятая Богородица Мария, исполняя предписание Моисеева Закона, в этот день принесла Богомладенца Иисуса в Иерусалимский храм.

По законному требованию все еврейские дети-первенцы мужеского пола, в сороковой день после рождения, представлялись в храме Лицу Божию и посвящались на служение Богу. При этом родители приносили за первенцев узаконенную пророком Моисеем жертву очищения и уплачивали небольшой денежный взнос, освобождающий новорожденных от постоянного пребывания на службе при храме [1] .

Сопровождавший Богоматерь Иосиф Обручник - Опекун Богомладенца, - так же, как и обычные родители, принес за Него в храм установленную денежную плату и в жертву очищения Богоматери - двух голубиных птенцов.

По словам св. Андрея Критского, два голубиных птенца в настоящем случае символизировали будущее возглавление Спасителем новозаветной Церкви из Иудеев и язычников [2].

Христос родился от Девы Марии Богомужно, без скверны, и Пречистая не нуждалась в очищении. Она была - чистой Голубицей и нескверной Агницей. Но как смиреннейшая Раба Господня, принесшая Лицу Божию Своего Богомладенца - Агнца и Пастыря, Она Сама благоволила стать внутри церкви вместе с обычными женами [3].

В связи с этим, воздавая должную честь Богоматери, святой Косьма Маиумский вдохновенно замечает:

"Притечем к Богородице и воззрим на держимого Его Сына Божия. При созерцании Его и безплотные духи удивленно говорили друг другу: "Ныне мы видим чудное. Создавший Адама, носится как Младенец; Невместимый вмещается на руках; Сущий в неописанных Отчиих недрах описуется плотью" [4].

Священная и неискусобрачная Дева Мария, держа девственными руками Богомладенца - Создателя всех младенцев, - показала подзаконной Церкви - Законодавца, предобручавшего Себя новозаветной Церкви. Высшая святилища храма. Сама освятила Своим вхождением церковные чертоги [5].

Ветхозаветный храм отверз пред Нею и Богомладенцем свои светлые входы и приготовил Им дары Боголепной хвалы [6].

Добавить в блог

Обычаи | Вопрос священнику | Радость встречи | Богословие | История | Иконография праздника | Детская страничка | Ссылки | Открытки Праздника | Фотоконкурс | Медиа | Обратная связь | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика