Поделиться:
Главная
Богословие
Богословские статьи
Епископ Вениамин (Милов): Праздник Сретения в литургике

Следующая страница

Между тем, прав. Симеон, держа Господа в объятиях, вдохновенно произнес следующие бессмертные слова: "Владыка! Ныне Ты с миром отпускаешь меня к тому блаженству (за гробом). Мои глаза увидели Тайну, сокрытую от веков, и явившуюся в конце дней. Я увидел в Тебе Свет, рассеивающий омрачение неверующих народов и дающий славу новоизбранному Израилю. Узрев моего Спасителя, я ныне освобождаюсь от уз земной жизни" [20].

"Теперь, Господи, отпусти Твоего раба от союза с этой плотью к безконечной, нестареющей жизни, ибо я видел Тебя, - Жизнь всех" [21].

"Отпусти меня возвестить Адаму, что я в образе Младенца видел Тебя, непременного, превечного Бога и Спасителя... Я пойду принести благую весть находящимся во аде Адаму и Еве о том, что Бог, Избавитель земного рода, придет до ада. Он подаст прощение всем пленным и прозрение слепым" [22].

"Христе! Ты даровал мне радость Твоего спасения. Прими Твоего служителя, утружденного старостью" [23].

Безмолвно выслушивалась всеми в храме приведенная речь старца-праведника. Никто не находил слов к тому, чтобы прервать поток мыслей этого святого, прощающегося с земной жизнью. Только Богомладенец как бы вещал всем при общем молчании: "Не Старец Меня держит, но Я держу его (в жизни на земле), так как он у Меня просит отпуска из нее" [24].

Обращаясь к Пресвятой Деве, праведный Симеон предсказал Ей будущее о Богомладенце и об Ее страданиях у креста Христова:

"Этот Отрок, - говорил старец Богородице, - будет знамением спора людей. Он лежит на падение и на восстание многих в Израиле: непокорным будет падением, верующим - восстанием" [25].

"Он положил Себя Камнем преткновения и соблазна непокорным и неверующим спасением верным" [26].

"И Твое сердце, Нетленная, пройдет оружие при виде Сына Твоего на кресте" [27].

Такова речь Симеона Богоприимца в литургической передаче. Здесь не трудно различать вплетения в собственные Евангельские слова их искусного Богословского толкования.

Что касается пророчества о Христе Спасителе прав. Анны Пророчицы, то оно в канонах и стихирах на "Сретение" передается в общих фразах. Святая Старица, по словам песнопевцев, проповедовала в храме о Богородице и Богомладенце, называя Его Спасителем, Избавителем Израиля, Христом и Творцом неба и земли" [28].

Изложенное выше содержание всенощного Богослужения на праздник Сретения Господня сосредоточивает внимание верующих на созерцании ярких Божественных образов Христа-Богомладенца и Его Пречистой Матери. Оно учит благодарно славить Спасителя и молитвенно призывать на помощь в спасении Богоматерь словами:

"Богородице Дева, упование и благая Помощница христиан! Покрой, соблюди и спаси уповающих на Тебя от всякой нужды и печали" [29]

"О, Дева Мария! Просвети мою душу, крайне омраченную житейскими усладами" [30].

В истории "Сретения Господня" образ Богоматери выступает в сиянии небесной чистоты, благодатного смирения и Божественного величия.

Следующая страница

[1] Предпр. Сретен. Госп. утра. Канон Богород., Светилен по 9 п.

[2] Сретен. Вел. вечерня, 4 стиховная стихира на "и ныне".

[3] Предпр. Сретен. утра, 1 стиховная стихира; Праздн. Сретен. утра. Канон 10-й припев на 9 песни.

[4] Сретен. утра, Канон, Икос по 6 песни Канона.

[5] Предпр. Сретен. вечера, 3 стихира на Господи воззвах; 2 и 3 стиховные стихиры; Сретение, Мал. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах; утра. Канон, 1 и 3 тр. 1 п.

[6] Предпр. Сретен. вечера, 1 и 2 стихиры на Господи воззвах.

[7] Сретение, Вел. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах; 1 стихира на Литии.

[8] Сретение, Канон, 2 тр. 3 п.; Предпр. Сретен. утра. Канон, Богородич. 1 песни, 3 тр. 6 п.; Сретен. Вел. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах.

[9] Предпр. Сретен. утра, Канон, Богородич. 1 и 4 пп.; Сретен. Вел. вечерня, 1 стиховная стихира.

[10] Сретение утра, Седален по Полиелее.

[11] Предпр. Сретен. утра, Кан., Богород. 8 и 9 пп.

[12] Сретен. Вел. вечерня, 2 стиховная стихира.

[13] Сретен. утра. Канон, 1 тр. 9 п.

[14] Сретен. Вел. вечерня, 4 стиховная стихира; утра, Канон, 1 и 2 тр. 4 п.

[15] Сретен. утра, Канон, 1 и 3 тр. 5 п.; Сретен. Мал. вечерня, 2 стихира на Господи воззвах.

[16] Сретен. Мал. вечер., 1 и 3 стихиры на Господи воззвах; 3 стиховная стихира; Велик, вечерня, 7 стихира на Литии; утра, Седален по 1 стихословии; Предпр. Сретения вечер., 4 стиховная стихира.

[17] Сретен. Вел. вечер., 7 стихира на Литии, 1 стиховная стихира.

[18] Сретен. Вел. вечер., 1 стихира на Господи воззвах.

[19] Предпр. Сретен. утра. Канон, 3 тр. 7 п.; Сретен. утра. Канон, 2 тр. 4 п., 4 хвалитная стихира.

[20] Предпр. Сретен. утра, 4 стиховная стихира; Сретен. утра, 1 хвалитная стихира.

[21] Сретен. Вел. вечер., 1 стихира на Литии; утра, Седален по Полиелее.

[22] Сретен. Велик, вечерня, 3 стиховная стихира; утра, Канон, 1 и 2 тр. 7 п.

[23] Сретен. утра, Канон, 2 тр. 9 п.

[24] Сретен. утра, Канон, 5 припев на 9 песни.

[25] Предпразд. Сретен. утра, Канон, Богородич. Светильна по 9 п. Канона; Сретен. утра. Канон, 2 и 3 тр. 8.п.

[26] Сретен. утра, Канон, 1 тр. 6 п.

[27] Сретен. вечера, 4 стиховная стихира; утра, Канон, 3 тр. 7 п.

[28] Предпразд. Сретен. утра, Седален по 1 стихословии; Сретен., Велик, вечерня, 7 стихира на Литии; утра. Канон, 8 припев на 9 п. Канона, 3 тр. 9 п.

[29] Сретен. утра. Канон, 1 и 2 припевы на 9 песни; Предпразд. Сретен. утра, Канон, 1 и 2 тр. 9 п.

[30] Сретен. утра. Канон, 14 припев на 9 песни.


ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:

АНТ. - АНТИФОН

ГЛ. - ГЛАС

О. - ОКТОИХ

П. - ПЕСНЬ

ПОЛУН. - ПОЛУНОЩНИЦА

СТИХ. - СТИХИРА

ТР. - ТРОПАРЬ

Добавить в блог

Обычаи | Вопрос священнику | Радость встречи | Богословие | История | Иконография праздника | Детская страничка | Ссылки | Открытки Праздника | Фотоконкурс | Медиа | Обратная связь | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика