Поделиться:
Главная
Богословие
Встреча Ветхого и Нового Завета

Исхода чтение (Исх 12:51; 13:1–3, 10–12, 14–16; 22:28)

Сказал Господь Моисею в тот день, когда вывел Он сынов Израилевых из земли Египетской, говоря: освяти Мне все первородное, перворожденное, разверзающего всякую материнскую утробу между сынами Израилевыми, от человека до скота. И сказал Моисей народу: помните этот день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттуда. И соблюдайте Закон сей. И будет, когда введет тебя Господь Бог твой в землю Хананеев, как Он поклялся тебе и отцам твоим, и даст тебе ее – и отделишь все, разверзающее материнскую утробу мужского пола Господу. Если же спросит тебя после того сын твой, говоря: "Что это?", то ты скажешь ему, что рукою крепкою вывел нас Господь из земли Египетской, из дома рабства.

Когда же фараон ожесточился, не желая отпустить нас, умертвил Господь все первородное в земле Египетской, от первенцев человеческих до первенцев из скота, – потому я приношу в жертву Господу всё, разверзающее материнскую утробу, мужского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупаю; и будет это знаком на руке твоей и – непоколебимо пред очами твоими, ибо так сказал Господь Вседержитель: первородное из сынов твоих будешь отдавать Мне. И будет: всякий, кто родит младенца мужского пола, в день восьмой обрежет у него крайнюю плоть его; и жена его тридцать три дня не будет приходить во святилище Божие к священнику, пока не исполнятся дни очищения. И после того принесет он агнца однолетнего, непорочного во всесожжение и молодого голубя или горлицу за грех, к вратам скинии свидетельства к священнику, или вместо них принесет двух молодых голубей или двух горлиц, и совершит умилостивление о нем священник, ибо как воздаяние отданы они Мне из всех сынов Израилевых: и Я взял их и освятил их Себе вместо первенцев Египетских в день, когда Я поразил все первородное в земле Египетской от человека до скота – сказал Господь Всевышний, Святой Израилев.

Пророчества Исаиина чтение (Ис 6:1–12)

В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех Твой очищен.

И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле.

Толкование

Здесь повествуется о видении пророка Исаии, через которое он был призван к пророческому служению. Видел он Господа, вероятно, в состоянии пророческого исступления. Видел храм, не очень четко различая, в Иерусалиме или на небесах, Бога в человеческом образе как Судию и Царя в великой славе. «Слава» представлялась в виде светящегося облака, наполняющего обычно Святое Святых. Здесь весь храм стал святилищем, как бы превратившись в Святое Святых. Явление Бога в виде человека знаменовало явление Сына Божия, Которому еще предстояло родиться на земле. Окружающие престол Царя Серафимы, поющие антифоны, то есть на два лика «Свят, Свят, Свят Господь...», свидетельствуют о том, что таинство Святой Троицы не было скрыто от избранных.

Так и пророку Исаии сказано: «Во всякой скорби их Он (Господь) не оставлял их, и Ангел лица Его (Сын Божий) спасал их... Но они (израильтяне) возмутились и огорчили Святаго Духа Его». От пения Серафимов готов был разрушиться храм, то есть заколебались стены его, и дым (от кадил) умерил для смертного блеск сияния славы Божией. Исаия в трепете подумал о своем окаянстве и тут же пожалел, что не смеет нечистыми устами вместе с Серафимами славить Господа. Господь послал одного из них к Исаии, и Серафим коснулся горящим углем уст его. Это - прообраз благодати Божией, исцеляющей человека от всякой нечистоты. Исаия уже не думает о своем окаянстве, он готов что-то сделать для Господа, и когда слышит вопрос, кого послать к людям, тут же откликается: «Вот я, пошли меня!» Господь говорит ему о печальном состоянии народа. Он смотрит и не видит, слышит и не понимает, что Господь вразумляет его.

Причина равнодушия, огрубения сердца - самолюбие и пристрастие к чувственным удовольствиям. Исаия послан обличать их. Вразумления пророка только озлобляют народ. Исаия восклицает: «До каких же пор будет продолжаться это ослепление и ожесточение?» И в ответ слышит: до тех пор, пока не опустошатся от неприятелей города, не превратится земля в пустыню. Что же, этим все кончится? Нет. Многие погибнут, но те, что уцелеют в плену, со временем рассеются в разных местах, и «умножатся оставшиеся на земле». Это пророчество полностью исполнилось. Бедствия обрушились на иудеев, особенно после нашествия вавилонян и римлян. Города разрушили, жителей побили, оставшихся переселили в другие страны. Апостол Павел говорит, что щадит Бог и ослепленных неверием иудеев до тех пор, пока не войдут в Церковь Христову все язычники. Тогда присоединится к ним и Израиль, чтобы стало едино стадо и един Пастырь (Ин. X, 16).

Эту паремию читают на Сретение потому, что в лице явившегося Исаии Бога Церковь видит Господа Иисуса Христа, Который, как на престоле, сидит на руках Богоматери. Как горящий уголь видения Исаии, воспринял старец Симеон Богомладенца, и как тот же Исаия, старец прозрел в Младенце Господа. Эти сравнения отражены и в праздничном каноне .

 

Пророчества Исаиина чтение (Ис 19:1, 3–5, 12, 16, 19–21)

Вот, Господь восседает на облаке легком и придет в Египет. И потрясутся рукотворные идолы Египетские от лица Его, и сердце их изнеможет в них. И смутится дух их в них, и совет их разрушу, и предам Египет в руки властителей жестоких: так говорит Господь Саваоф. И будут пить Египтяне воду, что при море, а река иссякнет и высохнет. Так говорит Господь: Где ныне твои мудрецы? И пусть они возвестят тебе и скажут, что определил Господь Саваоф о Египте. В тот день будут Египтяне как женщины, в страхе и трепете от действия руки Господа Саваофа, которую Он наложит на них. И будет жертвенник Господу в земле Египтян, и памятник у пределов её – Господу. И будет он знамением навек о Господе в земле Египетской, потому что они воззовут ко Господу, и Он пошлет им Человека, Который спасет их. И известен будет Господь Египтянам; и познают Египтяне Господа в день тот, и принесут жертву и дар, и дадут обеты Господу, и исполнят.

Добавить в блог

Обычаи | Вопрос священнику | Радость встречи | Богословие | История | Иконография праздника | Детская страничка | Ссылки | Открытки Праздника | Фотоконкурс | Медиа | Обратная связь | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика